Компании производители Услуги и товары

Rambler's Top100

Прежде всего надо запомнить:


Качество ткани для росписи

Наносите рисунок на ткань чем-то, что потом отстирается. Потом разукрашиваете рисунок. Краски можно класть одну на другую, они не сливаются. После того, как закончили работу, всё можно обвести специальным контуром для красоты. А можно и так оставить. Даёте просохнуть сутки, потом через тряпочку с изнанки проглаживаете теплым утюжком. К вещам, разукрашенными такими красками, нужно очень бережно относиться, чтобы никаких пятен на сам рисунок не попадало, стирать только вручную, не тереть, в теплой воде с мылом.

Очень красиво рисовать узоры на прозрачных тканях. И к тому же можно под них подложить рисунок, предварительно нарисованный или распечатанный на компьютере.

Акриловые краски при росписи меняют цвет, если ими рисовать на цветной ткани, а не на белой. Чтоб не получить неприятного сюрприз, сначала протестируйте краски на лоскутке. Ткань при раскрашивании должна быть натянута на рамку.

Для акрила резерв не нужен, он не растекается. Просто нужно очень аккуратно работать, чтобы за границы рисунка не выходить, но после завершения работы можно обвести рисунок глиттер-клеем.

Чтобы акрил меньше тёк, разбавляйте его не водой, а специальным средством (продается там же, где и акрил).

Акрил быстро высыхает, почти не растекается, разделительные линии поэтому не нужны, единственное сходство с батиком, что не допускаются переделки.


Краски для росписи

C самых древних времен и до 60-70 гг. ХIХ века роспись тканей осуществлялась натуральными красителями, которые производили из растений и компонентов животного происхождения.

Развитие технического прогресса, и в частности химии как науки, привело к появлению во второй половине ХIХ века дешевых, простых в применении и более стойких к разным действиям синтетических красителей, которые на сегодняшний день почти полностью заменили натуральные красители.

Однако в последнее время растет интерес и спрос на натуральные краски. Это касается и использования натуральных красителей мастерами прикладного и декоративного творчества, работающих в отрасли художественного текстиля. Древние рецепты росписи по ткани натуральными красками используются и в наше время, так как они дают красивые стойкие цвета и могут использоваться в крашении и росписи тканей в домашних условиях.

 

Сочетания цветов


Человек, наделенный вкусом, интуитивно подбирает красивые сочетания цветов. Но часто мы испытываем привязанность к какой-то определенной группе цветов и оттенков, а непривычные сочетания вызывают у нас сомнения. Поэтому поговорим немного о законах создания гармонических сочетаний.

Если замкнуть радугу в круг, на соединении красного и фиолетового цветов возникнет группа пурпурных оттенков. Полученная фигура называется цветовым кругом. Она-то и станет незаменимым помощником в создании необычных красивых сочетаний различных цветов.

Расположим круг так, чтобы красный и зеленый, синий и желтый находились на противоположных концах диаметров. Пересекающиеся под прямым углом линии делят круг на четыре части. Группа цветов, расположенных в одной такой четверти, называется родственными цветами. Композиция, выполненная в родственной гамме, всегда гармонична по цвету. Если же добавлять в цвет в различных пропорциях белую или черную краску, получится великое множество оттенков, позволяющих создавать интересные цветовые сочетания.

Тем не менее группы родственных цветов часто можно охарактеризовать одним эмоционально-цветовым образом. Например, красно-желтую четверть - огонь, сине-зеленую-лед, зима, сине-красную - сумерки, желто-зеленую - весна. При таком подходе становится очевидным деление цветов на теплые и холодные (огонь и лед). Чем больше в цвете красного (для красно-синей и красно-желтой четвертей), тем теплее цвет. В зелено-желтой четверти цвет тем теплее, чем больше желтого цвета, в сине-зеленой - чем больше зеленого. Из этого можно сделать вывод, что даже в теплой или холодной гамме один цвет всегда теплее или холоднее другого.

Цвета, расположенные в одной половине круга, называются родственно-контрастными. Это группы: синий-красный-желтый, красный-желтый-зеленый, желтый-зеленый-синий и зеленый-синий-красный. Соединив цвета в этих половинах круга хордами, параллельными диаметру, получим гармоничное сочетание двух цветов.

Цвета, расположенные на противоположных концах диаметров, называются контрастными и тоже гармонируют друг с другом.

Для поиска гармонического сочетания трех цветов впишем в круг равнобедренный треугольник, основание которого параллельно диаметру. Цвета, расположенные на вершинах треугольника, гармонируют Друг с другом.

Вписав в круг равносторонний треугольник и поворачивая его, получим бесконечно большое число сочетающихся цветов.

Третьим помощником у нас будет прямоугольный треугольник. Таких треугольников огромное множество, и сочетаний цветов, которые получаются при их вращении внутри круга, тоже бесконечно много .
Теперь попробуем получить гармоническое сочетание четырех цветов. Для этого впишем в круг прямоугольник. Как и в случае с прямоугольным треугольником, форм прямоугольников очень много, и это увеличивает количество получаемых гармонических сочетаний .

Пользуясь знанием теории, при выборе колорита изделия следует опираться также на интуицию и учитывать назначение изделия и сочетание его с костюмом, интерьером, пейзажем.

 

Техника печати дает при минимальных затратах труда и материалов интересный и красочный эффект.


Для печати на ткани используют специальные краски. Лучше всего для этого подходят специальные укрывные краски для росписи. Они имеют густую консистенцию, не расплываются по ткани и легко закрепляются. Можно использовать и жидкие краски для росписи шелка или анилиновые красители, только предварительно нужно сделать их пастообразными, используя загустители. Если нет возможности приобрести фирменный загуститель, можно приготовить его.
Для этого используют крахмал или декстрин. Для получения 100 г. загустителя берут 20 г. крахмала и 90 мл. воды. Крахмал нужно развести в небольшом количестве теплой воды, добавить остальную воду и варить 1 час на пару, постоянно помешивая, готовую массу процедить через чистое сито и добавить в краситель. Можно приготовить загуститель из смеси крахмала и декстрина. Её готовят на пару при температуре 80-85 градусов в течение 1,5 часа. На 100 мл. воды нужно взять 90 г. декстрина и 10 г. крахмала.


Простейшие штампы можно изготовить из овощей или фруктов, не скрывая, а подчеркивая их структуру. Разрезанные вдоль овощи сохраняют характерные признаки, по которым можно узнать их с первого взгляда. Поперечный срез дает при печати на ткани круг различного диаметра. Есть овощи и фрукты, легко узнаваемые при обоих видах срезов. Это яблоки, лимоны, чеснок.
Интересный штамп получается из цветной капусты, похожий при продольном разрезе на дерево, а при поперечном дающий кружевной рисунок. Если сделать срез наискосок, структура будет очень интересной.


К основным штампам можно добавить вспомогательные из срезов полых и сплошных веток. Полые ветки при поперечном срезе будут давать рисунок кольца, при продольном – двух параллельных линий, при срезе наискосок – эллипса. Неполные ветки дадут рисунок гороха или, при косом срезе, закрашенного эллипса.


Четкий, плотный отпечаток дают штампы из картофеля. На срезе картофелины рисуют нужный фрагмент узора, острым ножом удаляют все лишнее. Так получают силуэты различных фруктов, листьев, стеблей, грибов.


Если нужен рисунок симметричных круглых узоров или цветов, для этой цели лучше взять морковь. На поперечный срез моркови наносят разметку узора на 4,6 или 8 лепестков, удаляют серединку или проводят вдоль края канавку, потом острым ножом формируют силуэты лепестков.
Из моркови также хорошо делать полукруглые штампы, которые могут служить, как для печатания листьев, цветов, так и для печатания полос и бордюров.


Интересные штампы получаются из фрагментов кружева, наклеенных на деревянные брусочки. Эти фрагменты должны иметь четкий рисунок, не очень мелкий, так как мелкие ячейки будут забиваться краской и давать при печати пятна.


Тонкие, изящные узоры можно сформировать из веревки или шнура. Для этого на поверхности бруска рисуют узор, для пробы выкладывают его веревкой, которую потом убирают, и, если надо, корректируют узор. Затем смазывают узор клеем и, пока он не высох, выкладывают узор, прижимая шнур до полного приклеивания. Лучше всего использовать «Супер - клей», который быстро сохнет, хорошо склеивает поверхности. С помощью веревки можно выложить монограмму и сделать ее рисунок зеркальным. Такими печатными монограммами удобно пометить одежду ребенка или украсить салфетки для гостей и др.
Для печати можно использовать покрывные акриловые краски, а также обезжиренную и разведенную бензином масляную краску.


Рабочее место нужно оборудовать следующим образом: для этого большую доску обтянуть толстой шерстяной тканью, льняным полотном, а сверху постелить несколько слоев газеты. Верхним слоем положить чистую бумагу. Обязательное наличие упругого слоя под украшаемой тканью позволяет краске штампов ложиться ровно, четко, покрывая всю поверхность штампа. Рядом с доской для набойки надо расположить краски на нескольких блюдцах на сложенные в несколько слоев лоскуты ткани, отдельные для каждой краски. Краски накрыла несколькими слоями ткани, сквозь которые она пропитается. Это напомнит подушечку со штемпельной краской для печатей. Для начала пробный отпечаток сделать на лоскуте.


С чего начать?

Подготовка ткани
Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно.
Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде, шелк - в теплой.
После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.

Перевод рисунка на ткань.


Для первой пробы лучше взять небольшой и несложный образец. Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань. Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом.
Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом.
Если ткань очень прозрачная, а рисунок несложный, можно обводить его сразу резервным составом. Можно импровизировать, сразу нанося резерв на ткань без предварительного наброска, но для этого нужно предварительно закрепить ткань на раме.

Натягивание ткани на раму.


Прежде всего, обмотайте раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы.
Закрепите ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал.
Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

Ткань...что выбрать?

Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть из натуральных волокон. На тканях, содержащих искусственные волокна, краски плохо закрепляются или не закрепляются совсем. Чтобы избежать возможных разочарований и ошибок проверьте натуральность ткани до начала работы. Легче всего это определить с помощью горения.

Волокно
Характер горения
Запах при горении
Хлопок, вискоза, лен
Горит быстро, полностью сгорает. Оставляет светло-серую золу
жженой бумаги
Шелк, шерсть
Горит плохо, оставляя маленький темный шарик на конце
жженого рога
Искусственные
волокна
Не горят, плавятся, образуя на конце шарик
нет запаха
Для первых опытов и для тренировок лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани - мадаполам, маркизет, батист или шифон. Белое простынное полотно, ситец, бязь используются для горячего и узелкового батика.
На натуральный шелк лучше переходить, когда вы достаточно овладели техникой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по-разному поддаются росписи.
Тонкий шелк - понже, креп-шифон - идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается.
Более плотные ткани - дюпон, туаль, креп-сатин, крепдешин и креп-жоржет - тоже подходят для работы в технике нанесения контуров, поскольку на них быстрее закрепляются разделяющие линии, чем на плотных шелках, таких как шелк-бурет, тусса.
Эти виды шелка могут быть использованы для нанесения воска или для набивки уплотненных красок, однако, при условии, что разъединяющий материал достаточно хорошо проникает в ткань. Приступая к работе с большой поверхностью в этом надо убедиться заранее.
Краски
Если вы хотите попробовать заниматься батиком, но еще не уверены, что это станет вашим увлечением, то вам достаточно приобрести краски основных цветов - желтого, красного, синего и черного. Как правило, краски легко смешиваются, и вы сможете получить различные тона.
При выборе красок необходимо учитывать несколько факторов. Прежде всего, выясните чем они растворяются, водой или спиртом. Удобнее использовать краски разбавляемые водой. Также важно знать способ закрепления красителя на ткани. Для начинающих больше подходят импортные краски, фиксируемые утюгом. Этот способ наиболее удобен и позволяет сэкономить время.
Если вы выбираете более распространенные и дешевые краски, фиксируемые паром, вы обрекаете себя на дополнительные сложности. В этом случае старайтесь тщательно соблюдать инструкцию по фиксации готового изделия, иначе работа может полинять.
Кисти
Вам потребуются круглые кисти с размерами 8 до 12, ими удобно расписывать небольшие участки работы, и большие плоские кисти с размером от 14 до 18 для больших участков. Лучше всего использовать беличьи или колонковые кисти. Важно, чтобы мокрая кисточка имела тонкий кончик.
Для обработки больших участков также используют специальные поролоновые тампоны. Для закрашивания мелких участков вам могут понадобиться ватные палочки.
Рамы для росписи
Первые небольшие работы можно делать и на больших пяльцах для вышивания или, закрепив ткань на деревянном подрамнике, который художники используют для натягивания холста. Шелк закреплять сложно, так как на нем могут появиться стрелки и дырки, так что используйте кнопки с длинным тонким острием или обычные булавки. Существуют и специальные трехзубчатые кнопки для батика.
Прочие принадлежности
Для смешивания красок можно использовать старые крышки и блюдца или акварельную палитру с углублениями.
Понадобятся сосуды для промывания кистей, используйте стаканы или банки.
Для разбавления красок всегда наготове должна быть вода, лучше дистиллированная или кипяченая.
Для удаления излишков краски можно воспользоваться ненужными кусочками ткани, ватными палочками или поролоновыми губками.
Чтобы ускорить процесс высыхания вам понадобится фен.


 

Санкт-Петербург © «Паволока» 2009